Бесплатный шиномонтаж

Особенности ГБО. Преимущества и недостатки газобаллонного оборудования. Мифы о ГБО

Хотя установка газобаллонного оборудования считается серьёзным изменением конструкции машины, всё больше автовладельцев решаются на эту переделку. Стоимость заправки в этом случае выходит гораздо ниже, монтаж оснащения, как правило, окупается относительно быстро. 

Несмотря на возрастающую популярность, помимо преимуществ, есть у газобаллонного оборудования и свои недостатки.

Что такое ГБО, в чём его особенности

Газобаллонное оборудование (ГБО) — это специальное техническое оснащение, которое устанавливают на бензиновые транспортные средства, после чего они полноценно работают на двух видах топлива.

Для заправки газа используется металлический резервуар тороидальной или цилиндрической формы. Встраивают его как при сборке машины на заводе, так и позже в виде дополнительного оборудования — в зависимости от марки и особенностей транспортного средства. 

Принцип действия такого оснащения заключается в том, что водитель при необходимости может автоматически менять тип используемого топлива. При этом не происходит существенных изменений в динамике работы и мощности двигателя. 

Преимущества ГБО

Многие водители говорят: «Выбираю ГБО, потому что мне часто приходится ездить далеко. Так выходит экономнее, не нужно рисковать, заправляться некачественным топливом на сомнительных загородных станциях. А ещё газа хватает надолго». 

Это действительно так, но это далеко не единственный плюс. ГБО, в отличие от поездок на бензине, позволяет использовать газ без остатка и при этом не приводит к поломке бензонасоса. 

Кроме того, у газобаллонной установки есть и другие существенные преимущества:

  • Цена на газ ниже, чем на бензин. Пропан почти в полтора раза дешевле, а метан — в 1,5–2. В разных городах и регионах стоимость отличается, но в среднем автовладельцы экономят на топливе от 30% до 50%. 

  • Использование ГБО помогает продлить срок службы двигателя машины и элементов топливной системы. На газу агрегаты и механизмы автомобиля работают в 1,5–2 раза дольше без необходимости ремонта. В первую очередь это связано с тем, что газ не смывает со стенок цилиндров и других деталей масляный налёт. 

  • Бензин, даже с низким содержанием влаги, постепенно смачивает рабочие узлы и трущиеся элементы, в результате чего снижается эффективность моторного масла. Газ же позволяет проводить замену смазочного материала гораздо реже.

  • Показатели октанового числа у газа выше. Для двигателя это полезно тем, что на шатунно-поршневую группу оказывается гораздо меньше нагрузки, снижается детонация. В результате мотор работает мягче, его детали не так быстро изнашиваются, срок службы увеличивается примерно на 35–40% по сравнению с эксплуатацией на бензине.

  • Более высокие показатели октанового числа также способствуют снижению шума от работы двигателя. Поэтому газобаллонное оборудование стало особенно популярным среди автовладельцев в небольших уютных городках, особенно в странах Европы. 

  • Пропан и метан воспламеняются только от открытого огня, бензин же может загореться даже из-за высокой температуры мотора. Благодаря этой особенности работа автомобиля на газовой смеси считается более безопасной. 

  • Когда на авто установлено газобаллонное оборудование, у водителя есть выбор, что ему использовать в конкретной ситуации — газ или бензин. Если он заправится обоими видами топлива, то может в любой момент переключаться между ними прямо на ходу и не прерывать поездку, если один вид топлива закончился. 

  • Автомобиль с газобаллонной установкой наносит гораздо меньше вреда окружающей среде, так как токсичность его выхлопных газов существенно ниже. Поэтому всё чаще отдают предпочтение ГБО в промышленных регионах страны с высоким уровнем загрязнения воздуха. 

За последние 10 лет в странах Европы численность автомобилей с газобаллонным оборудованием увеличилась почти в восемь раз. В мире в целом на природном газе сегодня работает около 20 миллионов транспортных средств. В России же ещё в 2020 году правительство постановило, что к 2022 году до 50% автомобилей должны быть оборудованы газовыми установками.

Недостатки ГБО

У газобаллонного оборудования есть и свои минусы. Поэтому не так уж редко водители выступают против него: они предпочитают ездить на машине с ДВС на дизельном топливе или бензине, потому что расход у пропана и метана существенно больше (примерно на 15%). Хотя если сравнивать цены на горючее, этот недостаток с лихвой перекрывается, из-за чего заправляться газом всё равно выгоднее. 

А теперь разберём основные минусы ГБО.

Лишние затраты на обслуживание и ТО

После установки оборудования автовладельцу приходится проходить его регулярное техническое обслуживание. Это обязательно должно быть подтверждено документально. Нужно обращаться только в сертифицированные центры, что становится причиной дополнительных трат.

Кроме того, сам монтаж оснащения стоит денег: его окупаемость потребует времени. Чтобы относительно быстро вернуть свои средства, желательно проезжать не менее 100 км в день. Если планируется преодолевать меньшие расстояния, например, ездить недалеко на работу и обратно, то оборудование окупится через 5–7 лет. 

Поэтому газ будет выгоден лишь «активным» автолюбителям, а также тем, кто использует машину для заработка: таксистам, междугородним перевозчикам, курьерам.

Лишение бесплатного гарантийного обслуживания

По мнению владельцев новых авто, главный недостаток установки ГБО — гарантия от производителя больше не действует. Это значит, что даже если получить от установщика всю необходимую документацию, обратиться за бесплатным гарантийным ремонтом к официальному дилеру уже не выйдет. 

Установка газового оснащения — это довольно серьёзное изменение конструкции транспортного средства. Поэтому чаще всего при любых неисправностях двигателя сотрудники гарантийного сервиса настаивают, чтобы владелец машины приобретал детали и оплачивал ремонт самостоятельно. 

Исключение составляют лишь автомобили, на которых ГБО было установлено ещё на стадии сборки транспортного средства. А также в случае, если монтаж оборудования проводили специалисты компании, которая получила от производителя соответствующие официальные полномочия. К сожалению, в РФ таких организаций довольно мало. Специализируются они в основном на коммерческих транспортных средствах. 

Громоздкий размер 

Когда возникает вопрос, что лучше для заправки машины: газ или бензин, владельцы малолитражек чаще выбирают второй вариант. Ведь установить даже небольшой баллон без ущерба для практичности авто почти нереально. 

Тороидальная ёмкость займёт место, которое предназначено для запасного колеса, придётся переложить его в багажник либо же не возить с собой вовсе. Стандартный цилиндрический баллон существенно сократит полезное пространство багажного отсека. Даже владельцы универсалов и кроссоверов считают это большим неудобством, не говоря уже об обычных седанах. 

Но многое, конечно, зависит от конкретной модели транспортного средства. В машинах, где заднее сидение не раскладывается, например, в «логанах» первого поколения, газовое оборудование не принесёт особого дискомфорта. 

У владельцев же полноразмерных внедорожников проблем с этим гораздо меньше. У них вообще есть разные варианты размещения:

  1. Объёмную цилиндрическую ёмкость можно вмонтировать вдоль заднего сидения либо же установить её на боковой стенке.

  2. Цилиндрический баллон небольших размеров часто фиксируют под днищем машины.

  3. Если выбирают тороидальные ёмкости, то, как правило, размещают два штуки на полу. 

В третьем варианте баллоны в основном накрывают ровным фальшполом. Хотя он и получается выше штатного на 2,5 см, при таком большом багажном отсеке это некритично. 

Распространённые мифы о ГБО

Самый популярный миф, который связан с газобаллонным оборудованием: из-за увеличения температуры внутри цилиндров могут прогореть сёдла клапанов. Однако опытные автомеханики все как один утверждают: при правильной настройке и регулировке никакого риска прогара не существует. Для использования пропана подходят и обычные свечи зажигания, но особо щепетильные автовладельцы могут использовать специальные устройства, которые предназначены конкретно для газового топлива. 

Ещё один распространённый миф — высокая взрывоопасность газовой смеси. Этот слух тоже не соответствует действительности. Стенки газовой ёмкости толще, чем у штатного бензобака, они способны выдерживать более высокие как механические, так и температурные нагрузки.

Если же происходит непредвиденная утечка смеси, в современных системах срабатывает автоматика, подача газа прекращается. Автоматическая защита также включается, когда повышается давление в баллоне, выходят из строя (обрываются) элементы топливной магистрали, «глохнет» двигатель. 

Стоит отметить, что для дополнительной безопасности газовая смесь закачивается в баллон в количестве 80% от доступного объёма. Это делают для снижения рисков, если пропан начнёт расширяться под воздействием высокой температуры. 

Если выбирать между газом и бензином, то у ГБО на первый взгляд преимуществ гораздо больше. Но каждый случай индивидуален, и водителю нужно самому посчитать, насколько ему будет выгодна газовая установка. Некоторым владельцам авто действительно удобнее и целесообразнее ездить на бензине.